• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •

~ О Маргарите Ивановне Питоевой ~

• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •

 

Маргарита Ивановна Питоева в юности.

 

 

• Немного о Питоевых и о театре •

 

Отец-основатель» рода Питоевых (Питоян) - Егора Питоев, известен благотворительностью и получил потомственное дворянство за крупные поставки продовольствия и обмундирования во время Крымской войны. Фамилия Питоевых названа среди приближенных к царской семье Ираклия ІІ.

О жене Егора есть упоминание у Мариенгофа в книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»:

 

«Бабушка Жоржа первой в карете приехала из Эривани в Париж. Роскошная армянка была самой интеллигентной дамой в своем отечестве. Ее называли во Франции Питоева-Нуар (черная). Значит, она даже для французов была слишком черна».

 

У Егора было шесть детей: 5 сыновей и одна дочь. Сыновья получили образование во Франции. Старший Исай, оставшийся дома, после смерти отца возглавил питоевскую нефтяную фирму, она стала называться «Исай Егорович и К0».

Вернувшись из Парижа, младший брат Исая - Иван, который в старых тифлисских справочниках значится как рыбопромышленник - активно включился в местную театральную жизнь

Спектакль в домашнем театре Питоевых. Фото 1890 г.

 

 

С 1882 по 1886 год он являлся директором оперного театра, располагавшегося во временном помещении. Иван Егорович попросил брата выделить ему долю из семейного капитала для перестройки театра. На это ушло 6 лет, и полностью истратившийся Иван Егорович был взят в театр главным режиссером.

В 1882 году газета «Кавказ» писала:

 

«Такую затрату, сделанную сверх текущих расходов, не делал ни один из тифлисских антрепренеров, а между тем все они получали от казны вспомоществование... Г-н Питоев не только не получает от казны никакой субсидии, но, напротив, сам затрачивает на улучшение казенного театра из собственного кармана... Что заставило г-на Питоева взяться за такое очевидно убыточное предприятие — мы не знаем... ясно, что г-н Питоев взял театр как любитель из любви к делу и... на свою антрепризу не смотрит как на статью дохода».

 

Храму местной Мельпомены

Я желаю перемены,

Слишком сочных дел…

Да сценических героев

Пусть мирит Иван Питоев

Как Аллах велел!

 

Питоевы, кстати, были православными.

Именно Иван Питоев открыл для России знаменитого впоследствии Федора Шаляпина, которого он пригласил из Казани в Тифлис.

Братья «И» Питоевы собрали сильнейшую театральную труппу и приглашали в Тбилиси талантливых исполнителей: Комиссаржевскую, Шаляпина, Ипполитова-Иванова, А. Рубинштейна. Для триумфальных гастролей П.И. Чайковского в 1890 году были составлены целые концертные программы. Директор театра Иван Питоев, подарил композитору дирижерскую палочку из слоновой кости, инкрустированную золотом.

Чайковский на даче Питоевых в Каджорах. 1890 г.

 

 

Исай Питоев создал Тифлисское отделение Русского музыкального общества (1885 г.), Артистическое общество (1887 г., просуществовало до 1920 г.), соединенное с домашним театром (ул. Паскевича). А в 1901 г. состоялось открытие нового здания Городского театра, который обошелся Питоевым в полтора миллиона рублей: в нём до сих пор работает театр им. Ш.Руставели.

 

 

• О самой Маргарите •

 

Похоже, имя Маргарита было у Питоевых семейным именем: Маргаритой была единственная дочь Егора Питоева, Маргаритами звали также и дочерей Исая и Ивана.

 

Маргарита Ивановна Питоева (по мужу Бережнова) родилась в Тифлисе (Тбилиси) в начале 1880-х гг.

Отец Иван Егорович Питоев, мать - Надежда Герасимова, по мужу Питоева.

Мать, Надежда Герасимова-Питоева.

Семья Питоевых. Возле отца, Ивана Егоровича - маленькая Маргуша.

 

 

Маргарита была дочерью от второго брака отца. От первого брака Ивана Егоровича - с Лидией Михайловной Питоевой, в девичестве княжной Бебутовой - были сводные старшие брат и сестра Владимир и Надежда.

Родным братом Маргариты был Георгий - известный впоследствии французский актёр театра и кино Жорж Питоев (George Pitoёff).

 

В юности Маргарита активно участововала в работе Тифлисского Артистического общества.

Её фотография (опубликованная в начале статьи) есть в стенной газете, посвященной сезону 1886-87 гг. рядом с портретом Исая Егоровича Питоева.

Стенная газета сезона 1886-87 гг.

 

 

О её молодости и личной жизни сведений не сохранилось.

Известно, что в 1920-е годы она работала в Передвижном театре Гайдебурова и Скарской вместе с Евгенией Карповой. Маргарита Ивановна выступала на сцене под фамилией мужа - Бережнова.

Вот афиша спектакля «Бетховен»: на 10-м месте - Маргарита Ивановна Бережнова. Следом за Бережновой в афише - Надежда Фёдоровна Скарская, а ниже можно увидеть, что некую Терезу Брунсвик, а также императрицу играет Евгения Владимировна Карпова.

Афиша спектакля «Бетховен» по пьесе М. Жижмора.

Иллюстрация из книги «Павел Павлович Гайдебуров. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления»

 

 

Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева прожили вместе почти полжизни: вместе они ставили спектакли в студенческом театре ЛГУ, вместе коротали вечера у Евгении Владимировны, в питерской коммунальной квартире на улице Талалихина - на третьем этаже, в доме за Князь-Владимирским собором. Вдвоём они делили дальнюю из двух смежных комнат, а проходную комнатушку занимали сын Евгении Владимировны Юрий и его жена, Женя Миллер-Томсинская - одна из активнейших зачинательниц университетского театра.

Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева.

 

 

Окна квартиры выходили прямо на соборный алтарь - так и вспоминают теперь о неразлучных подругах: они жили за алтарём. Это была нежнейшая дружба. Свою фотографию, подаренную Маргарите Ивановне, Евгения Владимировна надписала «Маргуша, ты родная!»

Автограф Евгении Владимировны Карповой на фотографии 1929 г.

 

 

Их жизнь наполнял театр, студийные заботы. К ним всегда тянулись люди, их навещали ученики, в доме ежедневно бывали десятки гостей: кипела жизнь, была настоящая творческая обстановка. А в дни их рождения двери для гостей были открыты с утра до вечера: постоянно кто-то приходил, пили чай, смеялись, разговаривали, делились планами и замыслами.

Маргарита Ивановна была милейшим, очень гостеприимным человеком. Всех она принимала приветливо, хлопоча у чайного стола. При этом, сама практически ничего не ела из-за своего слабого здоровья, даже не могла пить чай - врачи запрещали. Разливая гостям чай, Маргарита Ивановна вслух спрашивала сама себя:

- Маргарита Ивановна, хочешь чаю?

И сама себе отвечала с улыбкой:

- Нет, не хочу…

 

Евгения Владимировна придерживалась в одежде строго стиля, Маргушу же можно было застать дома в восточных шароварах, с забавным беретиком на голове. Евгения Владимировна часто носила синее платье в горошек и синий пиджак с университетским значком, и малыши-крестники Маргариты Ивановны - Никита и Алёна, дети актрисы студии ЛГУ Ольги Сумориной - прозвали её Женя-Синяя. А её невестку, Евгению Бернардовну Томсинскую, носившую красный сарафан - Женя-Красная.

Кстати, мысль крестить малышей в самые «махровые» советские времена - в конце 50-х - принадлежала именно Маргарите Ивановне. Крестили рядышком, в том же Князь-Владимирском соборе, и крёстным отцрм стал тоже бывший студиец Алексей Дмитриевич Никольский.

 

Евгения Владимировна и Маргарита Ивановна были преданы театру и своей работе.

И на всех коллективных фотографиях Театра-студии ЛГУ они вместе.

Вечер к 125-летию Н.А. Некрасова.

Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева в центре 2-го ряда.

Евгения Владимировна Карпова, Маргарита Ивановна Питоева и студиец Игорь Горбачёв.

 

 

Вот воспоминания Сергей Юрского о тех годах:

 

«...А пока... зимний вечер, набережную Невы и двор совсем замело. Мы треплемся, бесимся в нашем продуваемом сквозняками Клубусе... И вдруг все смолкает. Мимо окон осторожно по скользкой тропе движутся, крепко держась под руку, две женские фигуры.

Входят Евгения Владимировна и Маргарита Ивановна. Почему я так помню боты? Потертые боты, которые долго и трудно снимали. Здоровались, выясняли, кто здесь, кого нету. Евгения Владимировна почти всегда в черном глухом платье. Украшений никаких. Но белый, особого фасона воротничок подчеркивает скульптурность ее головы, выразительность лица – нос с горбинкой, строгая форма рта, изысканная линия бровей. В молодости она была очень хороша. Потом обе женщины шли в середину комнаты и располагались спиной к окнам. Дуло. Часто сидели, не снимая пальто. Маргарита Ивановна Питоева (Маргоша) – носительница славной театральной фамилии Питоевых . Все родные с давних годов в эмиграции, в Париже. Там вросли, обрели известность. Но об этом молчок, молчок! Что вы! Родственники за границей! Это ж 52-й год – на наших глазах исчезают знакомые университетские профессора. Аресты... шепоты... слухи... Какие там парижские Питоевы ! Маргоша, и все! Совсем одинокая старая женщина, неотрывная компаньонка Евгении Владимировны. Она всегда улыбается. Молчит и улыбается. Но Карповой она совершенно необходима. Когда она не находила в нас понимания, она повторяла свою речь и смотрела вопросительно на Маргошу, а Маргоша кивала головой и улыбалась, и Евгения Владимировна успокаивалась...»

 

Маргарита Ивановна Питоева и Евгения Владимировна Карпова со студийцами.

 

 

В старости Карпову и Питоеву звали жить в Дом Ветеранов сцены, но Маргарита Ивановна не хотела.

Маргарита Ивановна Питоева (слева) и Евгения Владимировна Карпова со своим сыном, Юрием Борисовичем Томсинским.

 

 

Она была лет на десять старше своей подруги, раньше и умерла.

И только после её смерти Евгения Владимировна, потерявшая за жизнь мужа, внука и сына, переселилась в питерский ДВС им.М.Г.Савиной, где жила до самой смерти. Она даже просила подхоронить её в могилу Маргариты Ивановны, да невестка Женя-Красная, единственная на тот момент представительница семьи, видимо сочла это неправильным. Да всё равно теперь они все рядышком, на Серафимовском кладбище - рядом с сыном и внуком Евгении Владимировны. И те немногие, кто помнит - бывают там в начале июня, в день рождения Евгении Владимировны.

 

 

• О брате Жорже Питоеве •

 

Сын Ивана Егоровича Питоева и Надежды Питоевой - Георгий Иванович (Геворг Ованесович Питоян)(4.09.1885 г. - 1939 г.) – выдающийся режиссер, актер, художник, один из основателей «Картеля четырех», ядра современного французского театра.

 

 

В юности он учился математике в Московском университете. После переезда семьи в Париж в 1905 году - продолжил учебу на юридическом факультете Сорбоны, но и дня не мог прожить без сцены и сыграл свои первые роли в русском Артистическом кружке, созданном в Париже его отцом.

Вернувшись в Петербург, Жорж Питоев работал в театре В.Ф. Комиссаржевской, высоко ценившей его талант; затем - в Первом передвижном драматическом театре П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской. В 1912 он организовал в Петербурге «Наш театр», гастролировавший по России с пьесами Мольера, Шекспира, Гольдони, Мюссе, Пушкина, Л. Толстого.

В 1915 году Жорж Питоев женился на Людмиле Смановой.

Жорж и Людмила Питоевы на сцене.

 

 

Они вырастили семерых детей, среди которых был знаменитый актёр Саш`а Питоев - и посвятили театру всю свою жизнь.

Известно, что в 1920-е годы Маргарита Ивановна вместе с Евгенией Владимировной навещали Жоржа в Париже - и даже успели поучаствовать в его спектаклях. Сохранился забавный устный рассказ об этой поездке: зная, что поселиться в гостинице им не удастся (видимо, это было связано со стеснённостью в средствах) и предстоит жить в трёхкомнатной квартирке Георгия Ивановича, где и так постоянно проживала практически вся его театральная труппа, Евгения Владимировна сильно переживала: «Как же мы все там разместимся?» - и сомневалась, стоит ли ей ехать. «Квартирка» действительно оказалась трёхкомнатной… за исключением гостиной, спален и подсобных помещений.

 

Статья будет дополняться в случае поступления архивных материалов.

 

• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •

Источники:

• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •

 

Семейные фотографии из личного архива Е.В. Карповой и воспоминания друзей.

 

• Статья К. Питоевой-Лидер «Он был страстным к театру как все Питоевы» (К 100-летию Н. Питоева).

 

• Сайт о Питоевых.

 

• Статья «Возвращение... Питоевы».

 

• Сергей Юрский «В студии Карповой».

 

• Сергей Юрский «Кого люблю, того здесь нет».

 

• Сайт familytrees.

 

• Визуальный словарь - Питоевы.

 

• ФЭБ, «Словарь псевдонимов» - Питоева-Бережнова.

 

• Статья о Жорже Питоеве.

 

 

• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •

 

Кнопка «Рубрикатор» Кнопка «На главную»


Хостинг от uCoz